ФЭНДОМ

Фанфик (также фэнфик; от англ. fan «поклонник» и fiction «художественная литература») — литература по мотивам художественного произведения его поклонниками, обычно на некоммерческой основе (для чтения другими поклонниками). Фанфик основывается на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом) и использует его идеи сюжета и/или персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений) и так далее. Фанфик — разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства, так называемого фан-арта в широком смысле этого слова.

По мере роста фанатских возможностей, вызванного общим техническим прогрессом, качественные фанфики постепенно перестают ограничивать себя рамками одного только литературного творчества. Известен, например, короткометражный фильм «Star Wars: Revelations», снятый Panic Struck Productions на высоком техническом уровне по мотивам сюжета «Звёздных Войн» — это фанфильм.

Другим видом творчества фанов, напоминающим фэнфикшен, является фан-арт — рисование изображений по мотивам популярной живописи или мультипликации, создание новых художественных образов полюбившихся персонажей.

Жить в мире BSGПравить

Общество в этом веке десакрализованно лимитированной наукой, профанизмом, недорационализмом. Бог умер, мифы остались в прошлом, но потребности в боге и мифах – не вымерли. И вот, народ воспринимает сюжет кинофильмов как религиозно-политические мифы современности, ведущие к суррогату бога: супер-компу, супер-организму планеты, супер-андрогину, супер-инопланетянину – и так далее. Батмэн, Супермен, Люк Скайвокер, Дарт Вейдар, Мики Маус, Арнольд Шварценеггер, Бритни Спирс, Шекил О’ Нил, Дэвид Бекхем – эти и другие кино-поп-рок-спорт кумиры заменяют людям Прометея, Гефеста, Шиву, Сварога, Кали, Тора, Лакшми, Одина, Аполона, Гекату, Велеса, Бхайраву – и так далее. Некоторые, при переписи населения, регистрируют свое вероисповедание как «джеддаизм», «эльфизм», например. В этот век, чтобы быстро основать мощную новую религию, надо иметь возможности для производства крутого блокбастера. Такой фильм станет культовым, в него будут играть, ему будут подражать и, наконец, в его миф войдут как в жизнь – и образуется новая религия, с ее мировоззрением, символикой, языком описания, практикой, моралью и нормами поведения.

Еще основатель сайентологии и писатель-фантаст Л. Рон Хаббард (автор сценария к фильму "Место битвы - Земля") предложил термин «космическая опера» для обозначения части саентологического учения, описывающей реально существующие (по мнению саентологов) внеземные цивилизации и их вмешательство в жизни землян. Хаббард говорил, что космические оперы как жанр научной фантастики — это результат бессознательных воспоминаний реальных событий, произошедших миллионы лет назад.

В каком-то плане культурологическую ценность подхода Л.Р. Хаббарда с использованием «космической оперы» можно принять. Ведь если в античные времена греки утешались-очищались, «катарсировали» в театре, наблюдая коллизии мифических деяний, а римляне — в колизеях, наблюдая космогонические гладиаторские бои, то для современного человека такой ареной стало телевидение с его «мыльными/космическими операми», где мифологические сюжеты разыгрываются носителями архетипов современной цивилизаии — Добро, Зло, Непобедимый Герой, Галантный Рыцарь. Изменница-Любимая, верный Друг, Чудак-Учёный и т.д. Ведь если идеология сначала абстрактно проектирует определенные общественные формы, а потом пытается «втиснуть» их в реальность, то миф, наоборот, рождается в сфере конкретно-чувственных представлений и только затем рождается как идея — «атомарное абстрактное представление». Т.е. идея ростет не из атома к универсуму, а наоборот — универсум сжимается к сингулярной точке — «атома сердца», или, если принимать терминологию восточной традиции, к «точке в сердце». Миф активирует неиндивидуальные формы психической жизни, рождает явления массовой культуры, массовое сознание.